IBERIANA-2 – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

• Пока грузины спорят,… армяне прибирают к рукам их земли

• Armenia – Georgia

 

Пока грузины спорят, кто лучше – Иванишвили или Саакашвили, армяне прибирают к рукам их земли

 

05 Марта 2015

a2b0d6a39afabe8700bdbc92ae6b8e0c[1]Гурам Мархулия: «Епископ Вазген Мирзаханян 10 декабря 2014 года передал премьер-министру Грузии список…»

С конца прошлого года Армянская Апостольская церковь усилила давление на Грузию, в очередной раз инициировав вопрос «армянских» церквей на территории Грузии. Эчмиадзин не теряет надежды «прихватизировать» грузинские церкви, для чего пускает в ход самые грязные трюки, вплоть до обвинений грузин в разрушении «армянских» церквей в Грузии. Распространяя подобную информацию, армяне стремятся привлечь к себе внимание, и показать мировому сообществу, что, якобы, грузины притесняют армян, и даже уничтожают «армянские» церкви.

Более того, по сообщению сайта «Грузия Online», епархия Армянской церкви Грузии (Вираайоц) изучила национальный архив Армении и впервые представила правителechьству Грузии число армянских церквей, действовавших в Грузии до ее советизации. В письме, направленном государственному агентству по делам религий, названы 442 церкви. В беседе с агентством «Арменпресс» пресс-секретарь Грузинской епархии Армянской апостольской церкви Сусанна Хачатрян сказала, что до этого правительству Грузии представляли только ныне действующие церкви.

 

«В список включены все армянские церкви – действующие, преклоненные, разрушенные огрузиненные. Таким образом, епархия требует возврата принадлежащего ей имущества с учетом того, что нынешнее государство Грузия является правопреемником Грузинской ССР. Церкви продолжают рушиться, время оставляет свой отпечаток, и если не предпринять меры, то годы спустя они исчезнут с лица Земли. Необходимо позаботиться о них, и епархия требует возврата церквей, намереваясь позаботиться о них», ­ сказала Сусанна Хачатрян, добавив, что подобными вопросами занимается государственное агентство по делам религий, которое обсуждает вопросы с исторических и юридических точек зрения.

«Надеемся, что вопрос будет решен справедливо, и епархия сможет обрести эти церкви»,­ сказала Сусанна Хачатрян.

Также на имя премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили было направлено обращение главы Грузинской епархии Армянской апостольской церкви епископа Вазгена Мирзаханияна, в котором он потребовал «вернуть» армянам 442 церкви, якобы отнятых у них в советские времена (просмотреть список можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B7BEevnub_DNMlhuUlhmNE5aSFE/view).

В беседе с корреспондентом Vesti.Az, президент Кавказского международного центра исследования геоистории и геополитики, известный грузинский историк Гурам Мархулия отметил, что претензии армян на грузинские церкви не имеют под собой абсолютно никаких оснований.

«Для того, чтобы понять абсурдность претензий армян на церкви в Грузии, необходимо обратиться к истории, проанализировать обстоятельства, связанные с передачей ААЦ исторических грузинских церквей.

Халкидонский Собор, четвёртый  Вселенский Собор Христианской Церкви, созванный в 451 году императором Маркианом  по согласованию с папой Львом I в Халкидоне, был призван обеспечить религиозное единство и, тем самым, политическую стабильность империи. В середине VI века Иран попытался создать на Кавказе единый монофизитский лагерь. На Поместных соборах 551—553 годов Армянская Церковь, при участии представителей Сирийской Церкви, официально объявила монофизитство своим идеологическим выбором и определила соответствующую догмам литургию. По словам Арсения Сапарского, 551 год армяне объявили «первым годом» своего вероисповедания.

Кирон  – Католикос Грузии – начал проводить национально-религиозную политику, целью которой была идеологическая поддержка объединения Картли. Успех этой политики был возможен лишь в том случае, если Грузинская Церковь выберет вероисповедание, отличающееся от поддержанного Ираном монофизитства, и вместе с тем явно не свернет с примиренческого пути собора 506 года. Церковный раскол стал неизбежен. После  этого   армянский  католикос  предал  анафеме  грузинский  народ. В 607 году католикос армян Абраам I предал анафеме грузинский народ: «Мы проклинаем и ниц ввергли грузинского Католикоса Кириона и на всех грузин распространяем, что армяне после этого не должны иметь никаких связей с грузинами, никакие отношения, ни в молитвах, ни в трапезе, ни в дружбе и в воспитании детей. Армяне пусть не смеют идти молиться ни в известную церковь в Мцхета, ни в Манглисскую церковь, не давать грузинам возможности ходить в наши церкви, уклоняйтесь от брака с ними, разрешается только торговать с ними, как с евреями. Кто нарушит этот приказ, да будет проклят он душой и телом во веки вечные».

Предание анафеме  Грузии,  а также Албании, показывает, что Албанская церковь осталась верной халкидонитской (диофизитской) вере и идеологическому единению с Грузинской церковью», – рассказал Г. Мархулия.

По его словам, проклятие обернулось трагедией для самого армянского народа, поскольку, потеряв государственность, армяне находили  убежище в Грузии,  но  заходить  в  грузинские  церкви  им   уже  не  разрешалось. Если  учесть  то  обстоятельство,  что,  начиная    с  конца  XVIII  века,  армянские священнослужители,  а  позже  и  вандалы – «археологи»  в  массовом  порядке  разрушали  древние  следы  коренных  жителей на  территории  современной  Армении,  на  стенах  храмов  и  на  надгробных  камнях  выгравировали «старинные»  армянские  орнаменты с  целью  позже  выдавать  их  за  свои  исторические памятники,  то  метод  «обнаружения»  армянских  церквей в  Грузии  не должен  вызвать  удивления.

«Позариться  на  чужое – святое  армянское  дело.  Ложь – это  армянский  феномен  общения,  состоящий   в  намеренном  искажении  действительного  положения  вещей.  Армянская  ложь  представляет  собой  осознанный  продукт  речевой  деятельности,  имеющий  целью  вести  мировое  сообщество  в  заблуждение», – сказал наш собеседник.

По его словам, согласно карте-справочнику, вышедшему в 1995 году и подготовленной специалистом по армянской архитектуре, директором общественной организации по изучению армянской архитектуры (RAA) Самвелом Карапетяном, на территории Республики Грузия находилось около 653 армянских храмов. А ведь в  Грузии  до  1801  года,  т.е.  до  упразднения  грузинской  государственности,  армянам  строить  в  Грузии  еретические  армянские  церкви  не  позволялось!   Однако  в  1811  году  Русский  императорский  двор  упразднил  автокефалию  грузинской  православной  церкви,  отменил  патриаршее  правление,  и  грузинскую  церковь,  на  правах  экзархата,  подчинил  Синоду  Русской  церкви. После  этого  у  армян  развязались  руки, и  по  всей  вероятности,  во   второй  половине  XIX   столетия  они приступили  к  массовому  присвоению  грузинских  церквей  в  Восточной  Грузии.  После  разгрома Грузии  Ага  Магомед–Шахом были  разрушены  все  церкви  и  монастыри,  и переселенные сюда  армяне приступили к  переделыванию  всех  грузинских  памятников  на  свой  лад.  Теперь  эти  церкви армянами  считаются  армянскими,  однако недавно, во время археологических работ в т.н. церкви «Норашен» в Тбилиси, были найдены каменные плиты XVI в. Также было найдено основание церкви, где имелись захоронения с грузинскими надписями. Это указывает на принадлежность этой церкви Грузии, поскольку в  Армянской  Апостольской  церкви  хоронят  не  внутри,  а  в  притворе,  вокруг  церкви.

«Мы не раз утверждали, что в Грузии  нет армянских церквей, поскольку армянами  в течение всего XIX века были присвоены те грузинские церкви, которые они сегодня считают армянскими. Но камни, как показывают раскопки, не лгут. Поэтому  армянские  притязания  беспочвенны.  Несмотря  на  это,   епископ  т.н.  «Армянской  апостольской  церкви»  в  Грузии  Вазген  Мирзаханян  10  декабря  2014  года  передал  премьер-министру  Грузии  список  церквей,  которые  Грузия  должна  передать  армянской  церкви. Но с какой стати, если это грузинские церкви?», – возмутился грузинский историк.

Если просмотреть обширный список церквей, на которые претендует Эчмиадзин, то становится понятно, что Грузия столкнулась с реальной угрозой потери еще части своих территорий, а также своей собственности, которые армянская церковь хочет фактически вывести из-под юрисдикции Грузии. Думается, уже сегодня официальный Тбилиси должен создать компетентную комиссию  для  опровержения претензий армян. Грузинам важно понять, что пока они спорят о том, кто лучше – Иванишвили или Саакашвили – армяне под соусом «возвращения им армянских церквей» постепенно прибирают к рукам обширные грузинские территории. Сегодня еще не поздно дать армянам по рукам и носам. Но завтра, боюсь, будет уже поздно. Уничтоженное армянами азербайджанское наследие в Иреване и Нагорном Карабахе – печальное тому подтверждение.

Бахрам Батыев        

http://www.vesti.az/news/239732 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s

 
%d bloggers like this: