IBERIANA-2 – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

• Гумбатов – Нагорный Карабах, попытки легитимизации преступного марионеточного режима

• Armenia – სომხეთი

 

Натиг Гумбатов

Почетный доктор Академии Гуманитарных Наук и Искусства Грузии

Нагорный Карабах, попытки легитимизации преступного марионеточного режима как «государство»

Вот уже больше двадцати лет Армения, с помощью своих хозяев применяя силу, захватила Азербайджанские земли, провела полную этническую чистку и создала на оккупированных землях моноэтнический, являющийся полностью от себя зависимый, сепаратистский режим. Неоспорим тот факт, что Азербайджанские земли оккупированы и Армения является страной-оккупантом.

Нагорный Карабах и другие оккупированные азербайджанские районы вокруг нее де-юре всегда были и будут Азербайджанскими несмотря на попытки Армении и армянского лобби навязывать международному сообществу о легитимности, независимости и демократичности этнического сепаратистского режима на оккупированных Азербайджанских территориях. Не далек тот день, когда де-факто тоже эти территории станут Азербайджанскими!

Сначала взглянем на предысторию данного конфликта, на то, что как некавказского происхождения армяне обрели родину на Южном Кавказе, в том числе в азербайджанских землях, которых сегодня оккупировала Армения. Первые армянские переселенцы появились на Кавказе после раздела их страны в Малой Азии в 387 году между Сасанидскими и Византийскими империями.

Далее на рубеже VII – IX веков Арабский Халифат старающийся укрепиться на Кавказе в расчёте ослабления тюркского фактора на данном регионе начал политику насильственной арменизации местного населения, не принявших ислам. Попытки подчинить Автокефальную Албанскую церковь в Армяно-григорианскую церковь тоже служила этой цели. В этот период территории нынешнего Карабаха были заселены тюркскими племенами огузами и кыпчаками, часть которых входили в албанский союз и являлись христианами.

На том этапе истории Албанскому союзу удалась отстоять независимость Албанской Автокефальной церкви.

В XV веке армяне, которые были преданы проклятию-анафеме еще в 451 году на Вселенском Христианском Соборе в Халкидонской церкви за монофизитские вероучения, начали ощущать сильное давление на себе в Византии. Армянские священники со свойственными всему этому народу способностью прибедняться, начали умолять Албанских патриархов дать им убежище как братьям-христианам, терпящим бедствие. С милостыни Албанской церкви в середине XV века основная часть армянских церковных сановников перебралась в монастырь Эчмиадзин – Учкилсе (три церкви) в тюркских землях, где издревле стояли три албанских святилища дохристианского верования коренного населения Кавказской Албании. Скоро эти святилища были превращены в три армянские церкви. Оттуда начались набеги армян на весь Южный Кавказ и в Карабах. Армянская церковь, выкупая земли, начала расселять армян в регионы.

В период противостояния между Сефевидскими и Османскими империями в XVI – XVII вв. армянские католикосы молили сефевидских правителей переселить армян на Кавказ, спасая от «ига османов». Многие армяне в этот период заселились в азербайджанских землях, в том числе и в Нагорном Карабахе, где жили местные тюркские племена именем одних из них Саков, которая в то время именовались те земли – Арсак.

К началу ХVIII века, когда на территории нынешнего Азербайджана уже царила феодальная раздробленность, а рядом по соседству начала расцветать христианская Российская империя Армянская церковь повернула свои взоры в сторону России. Они понимали, что восстанавливать государство на прежних территориях Малой Азии, где господствовала Османская империя маловероятно. Поэтому с помощью России они надеялись создать государственность на территории Южного Кавказа.

Во времена Петра I (1682-1725) и Екатерины II (1762-1796) активно велась политика массового переселения армян на Кавказ, в Северный Азербайджан. Но до заключения Туркменчайского договора 1828 г. В территориях Карабаха мусульманская часть населения составляла большинство. Однако указ 1836 года об упразднении Автокефальной Албанской церкви, ее слияние и подчинение Армяно-григорианской церкви, переход на церковную службу на армянском языке закончился тем, что проживающие в Нагорной части Карабаха албаны слились с армянами, и в этой части Карабаха армяне стали больше, чем принявшие ислам тюркские народы.

Кроме этого после Туркменчайского мира указом императора Николая I (1825-1855) от 21 марта 1828 года Нахчыванские и Иреванские ханства были именованы Армянской областью, как говорится в указе императора: «Силою тракта с Персией, заключенного 10 февраля 1828 года, присоединенные к России Ханство Эриванское и Ханство Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянской».

Таким образом, этот период был периодом первых попыток легитимизации создания Армянского государства за счет азербайджанских земель. Во время «арменизации» присоедененных к России Южно Кавказских областей представители армяно-григорианского духовенства, как это было и раньше в Османской империи и в Крымском ханстве, стали выполнять посреднические и представительские функции между своей многонациональной паствой и официальными властями в местах ее проживания. В результате этого переселившееся на Южный Кавказ армяне оставались полиэтнической религиозной сектой под руководством собственного духовенства, чему в немалой степени способствовала официальная «арменизация» части автохтонного тюркского населения, традиционно являющимися христианами задолго до массового переселения в этот регион армян из Османской империи и Персидского шахства. Все этодоказывает, что армяне не являются кавказцами. Они – аллохтоны, то есть пришлый элемент, появившейся на Кавказе в массовом количестве в период с XIX века поначалу XX века. Авторами и исполнителями этого массового переселения были чиновники Российской Империи, целью которых было увеличение христианского населения региона.

Однако, сколько ни старались отцы идеи «Великой Армении от моря, до моря», они не смогли подняться до уровня создания собственного государства. Как об этом пишет в начале XX века чиновник Департамента иностранных вероисповеданий МВД Российской Империи А. Френкель: « Исторические судьбы армянского народа доказали с неопровержимой точностью полную неспособность этого народа к образованию самостоятельного государства, государственного организма, доказали полную несостоятельность этого народа в деле восприятия истинных начал цивилизации. Старая Великая Армения не оставила после ни одного кодекса национальных законов, если не считать Сборник Законов ученого монаха Мхитара Гоша – представляющий жалкую компиляцию из законов Моисея, византийских и кое каких армянских народных обычаев.

Тем не менее, процесс заселения армянами Северного Азербайджана и в основном Карабахского региона продолжался интенсивно за весь XIX век и в начале XX века. По запискам российского генерала Н. Дубровина видно, что основная политика империи была направлена на изменение этнодемографической ситуации в регионе в пользу армян. В начале XX века кавказовед Н. Н. Шавров отметил, что «Наибольшее количество переселенцев выпадает на долю армян: так, 1.300 тысяч, проживающих в Закавказье армян, более 1.000.000 душ не принадлежит к числу коренных жителей края и поселены нами»

В результате всех этих переселений, Россия создала на Кавказе себе в помощь в качестве собственного фактора-сателлита и не просчиталась, что подтвердил впоследствии опыт Советской империи, также опиравшейся на Кавказе на «удобный во всех отношениях» армянский фактор-сателлит. Современная Россия тоже пользуется этим сателлитом на Кавказе как, свой «форпост».

Азербайджанский историк, профессор Рауф Гусейн-заде в своей книге «Кавказ и армяне» делит появление на Кавказе государственности армян, утраченной ими далеко за его пределами, на пять этапов. Первый этап: создание в 1828 году «армянской области», второй этап: образование в 1849 году Эриванской губернии, третий этап: провозглашение в 1918 году Араратской Республики, четвертый этап: 1920 год, когда была образована Армянская ССР и продолжались территориальные претензии к Азербайджанской ССР. Наконец, пятый этап – провозглашение в 1991 году существующей по сей день Республика Армения,  которая «курирует» марионеточный, преступный режим НКР и не спешит возвращать захваченные силой оружия Нагорный Карабах и семь районов Азербайджанской Республики, а наоборот, как показывают события последних апрельских дней 2016 года старается укрепиться на оккупированных землях. Цель легитимизации Нагорного Карабаха как армянского государства, тоже является продолжением идеологемы-мифологемы, ставшей идеей фикс в  истории армянского народа, «Великая Армения от моря до моря», которую планируют армянские идеологи по следующим этапам: первый этап – создание армянских автономий за счет  грузинских,  азербайджанских и российских северокавказских земель. Второй этап – объединение Нагорного Карабаха, Борчалы, Самхе-Джавахети, определенных частей Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Астраханской областей под эгидой «Матери-Армении» и наконец, третий этап – «миацум» (присоединение) «Турецкой Армении»…

В советский период армянские национал шовинисты неоднократно пытались отторгать Нагорный Карабах из состава Азербайджана. Однако до развала Советского союза это им не удалось. Только с началом горбачевской «перестройки» они начали захватническую войну, и при поддержке кремлевского руководства началось активное отторжение НКАО от Азербайджана, и была провозглашена так называемая НКР.

 Хотя с момента распада Советского Союза прошло уже двадцать пять лет, но на основе его законодательства постоянно пытаются доказать «легитимность» создания не признанной «Нагорно-Карабахской Республики». Целью является легитимировать ее существование и тем самым способствовать признанию ее независимости со стороны международного сообщества. Правомерность создания независимой «Нагорно-Карабахской Республики» в соответствии с действующим в начале 1990-х годов советским законодательством, часто пытаются доказать такие российские и армянские авторы как,  Андрей Арешев, Левон Мелик-Шахназаров, Ашот Хачатурян и другие,  в таких статьях как, «Карабахский конфликт: исторические и политико правовые аспекты», «Нагорно-Карабахская Республика в свете международного права» и другие. Их основные аргументы для легитимизациии марионеточного квазигосударства следующие:

  1. Внеочередная сессия областного совета НКАО от 20.02.1988 года обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении.
  2. Верховный совет Азербайджанской ССР 30 августа 1991 года принял декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», что привело к провозглашению в том же году в соответствии с действующим тогда советским законодательством, «Нагорно-Карабахской Республики» нас совместной сессии НКАО и Шаумяновского районного Совета Народных Депутатов 2 сентября 1991 года.
  3. После Провозглашения «Нагорно-Карабахской Республики» она являлась независимым субъектом СССР и не входила в состав Азербайджана.
  4. Независимость НКР была провозглашена на основе референдума, проведенного в декабре 1991 года, что совпало с распадом СССР в конце того же месяца.

Мой ответ: – Чушь…

 

Если они ссылаются на советское законодательство, то на все их аргументы один ответ: – статья 78 Конституции СССР гласила: территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия! Совет народных депутатов НКАО не имел юридической компетенции для урегулирования вопросов, связанных с решением о национальной независимости, и поэтому не мог принять постановление об отделении Азербайджана. На момент объявления независимости Азербайджана в 1991 году и признания этого факта международным сообществом его границы основывались на границах Азербайджанской ССР, и поэтому в его состав также вошли территория бывшей НКАО.

Руководимая Армянской диаспорой для реализации их геополитических планов сепаратистские и экстремистские силы Армении и Нагорного Карабаха во время захватнической войны в Карабахе для легитимизации своего марионеточного режима не пренебрегали использовать террористические методы для запугивания азербайджанцев и все мировое сообщество. Тому примеры: взрывы пассажирских автобусов 16.09.1989 и 13.02.1990, 10.08.1990, 14.03.1991, на территории Азербайджана со стороны террористический организации АОК1, взрывы в пассажирских поездах на территории Дагестана 30.05.1991, 31.06.1991 (АОК); убийство пресс атташе Турецкой Республики в Греции (ASALA). А также боевики АОК сбили ракетами «стингер» два пассажирского вертолета МИ – 8 в январе и 20 ноября 1991 года, и погибли 70 человек, в том числе члены миротворческой мисси по урегулированию конфликта. Взрывы в Бакинском метро 1994 года тоже были организованы АОК. Самым зверским террористическим актом армянских террористов в этой войне является Ходжалинская   трагедия, (25-26 февраль 1992) когда с помощью 366 – го мотострелкового полка террористы из группировок «Арабо» и «Арамо» с особой жестокостью убили 613 лирных жителей, в том числе женщин, детей и стариков.

Но путем террора и запугивания нельзя легитимизировать на захваченных у соседей землях, марионеточное «государство».

Финальной точкой армянского терроризма стал террористический акт 27 октября 1999 года в армянском парламенте, в результате которого были убиты видные армянские политики, желавшие искать мирные пути конфликта и власть полностью захватили бывшие командиры террористических группировок , воевавших в Нагорном Карабахе. Уже больше двадцати лет после заключенного Первой Карабахской войны перемирия в 1994 году, армянские сепаратисты не прекращают свои провокации на линии соприкосновения, обстреливая наряду с военными объектами и азербайджанские села где проживают мирное население. Тем самым они шантажируют мировое сообщество под угрозой возобновления широкомасштабной   войны и стараются узаконить оккупационный режим в Нагорном Карабахе.

В наши дни армянские оккупанты наращивая обострение вооруженного противостояния стараются путем введения в регион российских «миротворцев» сохранить «статус-кво», и надеются со временем легитимизировать марионеточный режим в НКР. Однако Азербайджанская Республика и народ Азербайджана с этим не согласится, и до победного конца будет бороться за освобождение исконно собственных земель. События начала апреля 2016 года показали, что у Азербайджана сегодня сильная армия и мы можем освободить оккупированные территории, и был развеян миф о боеспособности армии Карабахских армян. А также армяне потеряли надежду на открытое вмешательство России на данном конфликте.

В конце хочу привести цитату от историка и политического аналитика Олега Кузнецова: «Победа азербайджанских войск во Второй Карабахской войне 2016 года, которая ни у кого из здравомыслящих людей сегодня не вызывает сомнения, принесет не только освобождение оккупированным землям Азербайджана. «Победа азербайджанских войск принесет долгожданную свободу армянскому народу от политического режима военных преступников и международных террористов «карабахского клана» Кочаряна-Саргсяна, захватившего власть в Армении в результате террористического акта в парламенте этой страны осенью 1999 года».

 

 

Литература:

  1. Фарида Мамедова «Кавказская Албния и албаны»
  2. Рауф Гусейн-заде «Кавказ и армяне»
  3. Величко В.Л. «Кавказ»
  4. Шавров Н.Н. «Новая угроза русскому делу в Закавказье»
  5. Дубровин Н. «История войны и владычества русских на Кавказе» т.1
  6. Пшемыслав Адамчевский «Вопрос о легитимности создания «Нагорно-Карабахской Республики» в соответствии с законодательством СССР» (журнал «Кавказ енд Глобализация»)
  7. Кузнецов О.Ю. «История транснационального армянского терроризма в XX веке столетия»
 
%d bloggers like this: