IBERIANA-2 – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

• Армянская национальная идея

• Armenia-სომხეთი

 

Гурам Мархулия

Армянская национальная идея и их проявления в геоисторическом аспекте

 
18/12/2011

Еще в XII веке до н.э. на исторической территории Грузии существовали раннеклассовые грузинские государства «Дайаэни» и «Кулха» территория которых простирались далеко за пределами нынешней Грузии и охватывали земли вплоть до района Чалдырского озера и Трабзона.Из исторических источников видно, что еще в эту эпоху никакого армянского следа в регионе не наблюдается, ведь это не удивительно так как Хай преимущественно еще искали свою историческую родину, и ни в Малой Азии и тем более на Южном Кавказе их еще не обитало.

Процесс миграции армян происходил поэтапно с Запада на Восток, с Балкан, т.е. из Европы в Азию, на Кавказ. В начале XX в. корифей арменоведения Н.Адонц писал: «в VIII веке до н.э. во Фракии, на Балканах, объявились киммерийцы, один из «народов моря», по определению древнеегипетских памятников. Здесь они вступали в контакт с предками армян, которых увели с собой на восток в Малую Азию».[1].

Российский специалист по Кавказу И.Шопен в XIX в. считал, что «армяне суть пришельцы. Это колено фригийцев и полийцев, перешедшее в северные долины Анатолийских гор».[2].

Первые упоминания об армянах встречаются [3], у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.), однако пришельцам к этому времени еще не удалось создать государственное образование. Исходя из такого исторического положения армянским историкам особо пришлось позаботится об удревнении своей истории, для утверждения их автохтонности в этом крае. Особенно плодотворным для этого оказался Советский период их развития.

Что касается ранней истории Армении и армянского народа, то этот курс включал следующие разделы. Вначале давался географический очерк Армении, где обсуждались физико-географические черты и природные особенности всего т.н. «Армянского нагорья», с которым и связывалась история армян и их предков. Затем несведущих читателей знакомили с развитием человеческой культуры в этом регионе, начиная с палеолита и до раннего железного века[4]. После этого шел раздел, повествовавший о древних народах и государствах на территории Армении. В нем рассматривались древние политические образования и их культурные достижения, которые были впоследствии унаследованы[5], армянами. Отдельная глава была посвящена формированию армянского народа в течение I тыс. до н.э. Следующие главы содержали материалы об особенностях развития армянской государственности, о политических взаимоотношениях Армении с могущественными соседями, о разделах Армении и борьбе армянского народа против оккупантов и поработителей, наконец, о развитии армянской письменности и культуры, которые оказали армянам бесценную помощь в деле сохранения своей самобытности и идентичности. Между тем, изменения в концепции формирования армянского народа вели к существенным смещениям акцентов в содержании этих глав в учебниках, выпущенных в разные годы. Так, если до второй половины 1940-х гг. читателям рассказывали о миграции предков армян с запада на восток, о постепенном заселении ими Армянского нагорья, об ассимиляции ими местных более ранних обитателей и о получении от них богатого культурного наследства[6], то затем учебники делали все больший акцент на местных анатолийских предках армян, связанных с Хайасой[7], пока, наконец, не выработалась традиция писать об армянах как о едва ли не исконных обитателях «Армянского нагорья», создавших племенной союз Хайасу[8]. Приверженность миграционной концепции сохранил лишь профессор Г.К.Саркисян, ученик И.М.Дьяконова.

Начиная с 1950-х гг., Хайаса заняла уже прочное место в армянских учебниках как сильный независимый союз племен второй половины II тыс. до н.э., послуживший важнейшей основой формирования армянского народа и снабдивший его названием[9]. Если вначале армяне готовы были щедро делиться урартским культурным наследием с грузинами[10], то со временем они передумали, и стали изображать своих предков как единственных наследников Урарту. Если вначале первым армянским государством называлась Малая Армения VI в. до н.э.[11], то затем в учебниках делался все больший акцент на армянские политические образования эпохи Урарту[12], пока одно из них, Арме-Шуприа, не было признано «исконно армянским государством», возникшим в конце VIII в. до н.э.[13]. Со временем в учебниках все больше делался акцент на вызревании армянской государственности внутри Урарту. Вначале писалось о том, что после падения Урарту Армянское царство было подчинено Мидией[14], затем речь пошла о некоторой зависимости от Мидии[15] , пока, наконец, эта «зависимость» не превратилась в союз равных партнеров[16]. Любопытно, что при этом все авторы учебников основывались на одних и тех же свидетельствах Ксенофонта. Заселение армянами долины р. Араке и Араратской долины вначале изображалось постепенным процессом, происходившим в V в. до н.э. [17]. Позднее в этом районе стали помещать самостоятельное Айраратское царство, возникновение которого сперва датировалось 316 г. до н.э.[18], но затем было отнесено к первой половине VI в. до н.э.[19]. Теперь появление армян в Араратской долине связывалось с политикой урартских царей, переселивших армяно-язычных воинов на далекий север[20]. Авторы всех учебников в один голос утверждали, что армянский язык стал господствовать на Армянском нагорье с начала III в. до н.э., но этническое объединение армян в рамках армянского государства было начато Арташесом I, основателем династии Арташесидов и царства Великая Армения, и закончено его преемником Тиграном II Великим во II—I вв. до н.э.[21]. При этом на картах, приложенных к учебникам, северная граница государств Арташесидов, а затем и Аршакидов проходила по р. Куре, т.е. включала ее правобережье вместе с Утиком и Арцахом[22]. Считалось, что Армения потеряла эти земли только после 387 г., когда они составили особую провинцию Персидского государства. Еще одной особенностью армянских учебников было использование термина «Великая Армения». Если в учебниках 1940—1950-х гг. оно относилось только к государству Арташесидов, то в последующем его распространяли и на государство Аршакидов. О том же говорилось и в «Армянской энциклопедии»[23]. Знаком времени было включение в учебник 1950 г. особого параграфа, посвященного взаимоотношениям раннесредневековой Армении с Киевской Русью. Ни до, ни после этого армянские авторы к этому сюжету не обращались. Наконец, армянские учебники советского времени старательно обходили религиозные проблемы. Да, все они упоминали о принятии христианства и с гордостью повествовали о строительстве раннехристианских храмов. Иногда Армения даже признавалась первой страной, объявившей христианство государственной религией [24]. Однако в учебниках не было и речи ни о монофизитстве, ни о религиозно-догматических спорах. А храмы рассматривались лишь как ценное культурное наследие. Таким образом, со временем учебники и исследования армянских ученных делали все больший акцент на древности армянского народа, «одного из древнейших народов мира»[25], его формирование связывалось с Армянским нагорьем, причем автохтонная модель получала все большее признание, велся лихорадочный поиск все более и более древних «армянских» государственных образований; удревнялось проникновение армянского населения в долину Аракса и на Араратскую равнину; писалось о быстрой и успешной экспансии армянского языка и его полной победе на Армянском нагорье в III— I вв. до н.э. После этого рубежа все местное население изображалось армянами, о каких-либо иных группах, пришлых или автохтонных грузинах и албанах, речи, как правило, уже не было. Иными словами, учебники целенаправленно навязывали читателю идентичность, основанную прежде всего на языке и территории.

Именно так развивалось армянская историография и по пути своего развития оно медленно и осторожно удревняла процесс появления армян в регионе, с течением времени как было выше указано, пришлось отказаться и от этой теории, так как уже не соответствовало духу «древности народа», с этой же целю удревнялось образование армянской государственности, впоследствии же ловким армянским историкам удалось расширить границы Армении до фантастических размеров [26].

В действительности же армяне поселившееся в Малой Азии, на части исторической территории грузинского народа[27], сумели создать свое государственное образование только в 190 г. до н.э. и оно было связано с геополитическими изменениями того периода. Именно с этого времени и начинается армянская государственная и этническая экспансия против соседних государств и народов. Армянская экспансия против Грузии приобрел целенаправленный и интенсивный характер. Еще в 189 г.до н.э. Армения отрезала от Иберии Хордзену, Гогарену и Периадр[28], эти южно-грузинские области подпали под зависимость Армении, именно к этому времени начинается новая вольна армянской экспансии в пределы Грузии. По сообщению Страбона в указанных областях говорят уже на армянском языке. Когда и как произошла арменизация края, в точности неизвестно. Уже Страбон утверждает, что все области Армении «говорят на одном языке», но это не обязательно означает, что армянский язык был домашним языком для всего населения царства, а только то, что он был общим скажем государственным языком.

Начиная с IV века, то есть после утраты собственной государственности, армяне оказались рассеянными по белу свету, ибо «Специфические условия, складывавшиеся в Армении при иноземном владычестве, заставляли армян покидать родину искать пристанища на чужбине»[29]. Грузия же оказалось плодотворной страной их развития, новое армянское компактное население появляется в пределах грузинского государства, [30] армянское население нашло свое убежище в соседней стране и спасалось от физического уничтожения.

Миграционный процесс, армян начавшийся после т.н. раздела Армении в 387 году между Византийской и Сасанидской империями, усилился при арабском владычестве в VII-IХ веках[31]. В итоге, часть армян перебралась на Кавказ, главным образом на южные территории Грузии. Так, поэтапно, предки армян обрели родину в Грузии, где заняли исконные земли грузин.

Переселение армян в Грузию и в целом на Южный Кавказ явилось искусственным процессом, который был связан с падением Армянского царства в IV веке и разделом его территории между христианской Византией и зороастрийской Сасанидской империями[32].Процесс миграции армян на Южный Кавказ начался в VII-VIII веках в результате сасанидско-византийских и арабо-византийских войн.

Первоисточники объясняют начальный этап переселения армян доброжелательным отношением к ним Арабского халифата. Так, будто по просьбе Ована III Одэнеци, в 715 году халиф пожаловал податные привилегии армянской церкви, а также освободил «армян от коварного и вероломного племени греков, выселив их на Черное море и во все прибрежные места». Ненависть же армян к грекам объясняется тем, что «греки очень злы и неправедны и злейшие враги армян. При виде нас, – пишет Симеон Лехаци, – они плевались и кричали: ‘шикли’, что значит ‘собака’, ‘еретик’, … греки – исконные враги армян»[33].

Следует отметить, что арабские завоевания в Передней Азии принесли армянам определенные позитивные перспективы В свою очередь, Арабский халифат также искал социальную опору на завоеванных территориях, поэтому относился к армянам благожелательно. Потерявшие собственную государственность, расчлененные Сасанидской и Византийской империями, армяне стремились воспользоваться сложившейся в VII-VIII веках ситуацией и упрочить свои позиции на Южном Кавказе. С помощью Арабского халифата в 704 году армяно-григорианская церковь подчинила себе Албанскую церковь, а библиотека албанского католикоса Нерсеса Бакура была уничтожена[34]. В последующем в период распада Халифата, армянские мелики предложили Халифу свой услуги в деле взимания налогов, в результате спарапет Ашот Багратуни в 859 г. Был признан халифом «ишханом ишханац»-ом Армении[35]. Ашот под эгидой халифа приступил к осуществлению национальной цели. Во второй половине X века, южно-грузинские земли были уже захвачены армянским этническим миром и здесь были образованы две армянские государства -963 г. было создано Ванандское (Карское) царство, а в 972 г., Ташир-Дзорагетское (Лорийское) царство. В Грузии таким образом «Великой арабщине», добавилась « Великая армянщина»[36]. Армянские беженцы получившая приют в Грузии с течением времени забыли о своем появлении на территории Грузии и создали на грузинской земле свое собственное государство. Армянское население сразу же приступило к уничтожению грузинского культурного наследия в регионе, так что ни следа не осталось от прошлого грузинского государства.

В 1045 г.[37], Византийская империя упразднила Анийсское царство, в результате которого новая вольна армян захлестнула Грузию, почти во всей Восточной Грузии появились армяне-беженцы. Эти новоселы с течением времени также приступили к арменизации грузинских культурных памятников, в Кахетии, в Картли, в Самце-Джавахети грузинские церкви превращались в армянские.

Грузинское население в значительных селах царства, вследствие кровопролитных войн, было полностью уничтожено, или жило в небольшом количестве. В этих краях пользуясь отсутствием грузин армяне начинали восстановление грузинских православных церквей, однако вместо грузинских надписей там появлялись армянские надписи, [38], таким образом в Грузии начали появляться «армянские» церкви. Как видно из документов армян привлекало грузинские монастыри и церкви[39], так как это было удобно для быстрого превращения армян в коренного жителя Грузии со своими религиозными памятниками, для утверждения того что это территория древнеармянская.

В период Сельджукского и монгольского владычества вся территория Армении[40], входила в пределы Грузинского государства, поэтому армяне чувствовали себя вольно,[41], считая, что живут в своей стране. Монгольское нашествие также широко открыло армянам дорогу в Грузии, армянские беженцы получили приют[42], в разных уже центральных областях страны.

Монголо-татар сменил Темур-ленг, грузинский народ продолжал войну за свое освобождение, однако силы оказывались не равными, следствием было то, что уменьшалось не только грузинская государственная, но и этническая граница, в это трудное для грузинского народа время, армянские торговцы со своими семьями заполняли те земли,[43], те дома грузин которые по воле судьбы сложили свои головы в борьбе с врагами защищая родину. Так «братья» армяне переселяясь в Грузию расширяли свое этническое пространство.

Так, армянский писец пишет: «Взяв всех жителей Сюникского края и сопредельных Сюнику областей, более чем 6000 христианских семей, доставил их в Грузию. А царь (Александр I Великий – 1413-1442 – Г.М.) … удостоив его почестей, отдал ему замок Лори».[44]. Однако, царь Грузии, видимо заметив «армянский маневр» в области «прихватизации», решает убить армянского мелика Бешкена. Так, тот же писец в другом месте своего труда продолжает: «А безжалостный (царь), – боясь его «напрасным подозрением, что армяне соберутся у него и будет разрушение грузинскому краю, решил отравить Бешкена…»[45]. Лорийская область, Гюмри, Ванадзор, Стеванован и др. – эти древнейшие грузинские области сегодня в пределах Армении и считаются армянами «исконно армянской территорией». Именно в результате такого рода «творчества» армян были присвоены не только памятники культуры, но и целые области, где и следа не осталось о прошлом грузинского царства.

В XVI-XVIII вв. исторические документы указывают на увеличение армянского населения в Грузии, в Квемо Картли в результате армянской этнической экспансии увеличивается арменизация топонимов. Появляются такие непонятные для грузинского общества понятия как: « Село Киракоза, село Васака, село Акопа, село Манвела, [46], и так далее.

Во второй половине XVIII в. из далекой Индии грузинскому царю Ираклию II поступило предложение армянского мецената, в которой новый идеолог армянского национализма просил создать как-нибудь армянскую республику или грузино-армянское федеративное государство, финансовая помощь гарантировалось, более того Ираклию II -му была предложена корона будущего объединенного грузино-армянского государства. Царь Картли – Кахети обещал помощь в этом деле, однако патриарх Хаев мира узнав о намерении грузинского царя, сразу же сообщил об этом Персидскому шаху [47]. Армянский каталикос опасаясь потери своих скудных владений предал свой народ, так идея о создании грузино-армянского государства провалилась.

Новые надежды у армян появились с появлением России на Кавказе.

В связи с успешным окончанием русско-иранской и русско-османской войн в 20-ых годах XIX века открылись широкие возможности для переселения армян на Южный Кавказ[49]. Статьей XV Туркманчайского договора[50], обеспечивалось право беспрепятственного перехода «из Персидских областей в Российские»[51], для всех подданных Персии, желающих покинуть ее пределы. Переселяя армян на завоеванные земли, Россия не столько ограждала их от ассимиляции в Иранском и Османском государствах, сколько преследовала собственные политические, военные, экономические и в целом колониальные цели. Русские чиновники, создавшие армянскую провинцию на территории Грузии руководствовались указом Сената Царской России от 21 марта 1828 года. В нем говориться:» Силою трактата с Персией, заключенного 10 февраля 1828г. присоединение к России Ханства Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью «Армянской.». Было переселено Паскевичем 40 000 армян и в большинстве в своем они были поселены в южных областях Грузии и в Азербайджане. Образовав на Южном Кавказе т.н. «Армянскую область», Россия была уверена, что армяне станут ее верной опорой[52]. Первая партия мигрантов из Персии, так и вторая из Турции была поселена в Южных областях Грузии и в Северном Азербайджане[53]. Это было началом планомерного, массового и целенаправленного переселения армян на Южный Кавказ[54].

Именно с этого времени начинается преобладание армянского населения над грузинским в Южных областях Грузии. «Образовалось сплошное армянское население в Южной части Тифлисской губернии»[55], – не без радости писал один из лидеров армянского националистического движения А. Шахатунян. Этим «сплошным армянским населением» придавалось какое-то подобие законности претензиям на чужие земли[56].

Относительно создавшейся ситуации Вермишев писал: «Из Турецкой стороны переселились армяне и покрыли густыми поселениями почти весь Ахалкалакский уезд и лишь кое-где между ними маленькими оазисами остались грузинские деревни»[57]. «Страна приобретает такой вид, – писал Загурский, – будто она изначально была заселена армянами»[58].

Новоселы были вольны в своих поступках. «Разрушались и уничтожались церкви, башни, крепости, изымались монастыри, грабились святые образы, нарушался покой дорогих останков…»[59]. Они настолько разошлись, что намеревались переименовать Ахалцихе в Нор-Эрзерум, а Баку- в Бакуракерт однако тогдашней власти, – по словам Загурского, – на этот раз хватило здравого ума не поддаться их желанию[60].

Таким образом, Россия, поселив армян в Джавахети, заметно уменьшила здесь численность коренного населения, в дальнейшем демографический натиск все более усилился. Этническое расширение «Армянской области» и перспектива политического объединения земель, населенных армянами, вскружила головы армянских лидеров. Они начали подумывать о воссоздании некогда существовавшей Великой Армении.

В 1838 г. был образован Совет главного управления Закавказским краем, и 16 декабря 1839 г. Комитет об устройстве Закавказского края определяет свое отношение к региону как части России[61].Таким образом, после долгой и кропотливой работы 10 апреля 1840 г. был утвержден проект, согласно которому Закавказье разделялось на Грузино-Имеретинскую губернию и на Каспийскую область[62].

Лидеры зарождавшегося армянского националистического движения, думавшие о создании «Великой Армении», были возмущены тем, что территория некогда их знаменитого царства была обращена в простой уезд Грузино-Имеретинской губернии. Однако, бунтовать из-за этого пока было неудобно – они богатели и незаметно подготавливали сперва экономическую почву для будущих «маневров».

Назначенный в конце 1844 г. наместником Кавказа Михаил Воронцов[63], провел ряд реформ, в том числе и в области административного деления края. Это новое деление края было вызвано стремлением создать как можно больше культурных центров. Так, вместо Грузино-Имеретинской губернии и Каспийской области в 1846 г. были учреждены четыре губернии – Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская[64]. В 1849 г. настойчивыми сетованиями армян к ним добавилась еще одна – Ереванская[65]. Это было первой, незначительной победой армянского национализма на пути к «великой» цели. Ядро будущего государства было создано. Теперь можно было приступить к расширению пределов этого образования. С новой силой Началось приармянивание топонимов Грузии, присвоение церквей и монастырей, городов и деревень, памятников культуры, чтобы заявить впоследствии претензии на сопредельные регионы. Грузинская общественность была возмущена подобными действиями армян. «…Армяне, – писал Илья Чавчавадзе, – пытаются обрести жилище свое там, где его никогда не имели … желая уверить всех в том, будто располагают историческим правом обосноваться в этих местах»[66].

Неблагодарностью армян был возмущен и Акакий Церетели, по его словам: «Грузинские цари из жалости селили армян в разных уголках Грузии, как торговцев, им также предоставляли города. Грузины же, вели борьбу против многочисленных завоевателей и когда уставшие, изнуренные, раненые возвращались домой, то с удивлением находили, что их дома были заняты братьями-армянами. И вместо того, чтобы извиниться, они громко кричали: «Кто вы такие, откуда пришли? Когда вы жили здесь? Эта земля всегда была наша!» Для доказательства указывали на грузинские же церкви и монастыри, где грузинские надписи были стерты и вместо них были вставлены армянские»[67].

Во второй половине XIX века Россия планировала дальнейшее расширение и развитие своей завоевательно-наступательной политики на южном направлении. В своей политике Россия вновь стремилась использовать армян и обещала им создание на новой территории армянской государственности[68], утраченной в другом месте[69]. Началась борьба армян в Турции за свою «национальную независимость», в отдельные периоды эта борьба перерастала в настоящие народные войны. Это – армянское движение впоследствии получило название – «Армянского вопроса».

Армянские меценаты из разных стран мира для подготовки исторической основы образования из территории соседних государств будущего независимого «Великого» армянского государства, стали усиленно заботиться о создании особенной истории Армении. По мнению армянских меценатов и «делателей истории» это должно было привлечь внимание европейских государств. Эта хитроумная политика вскоре принесла свои плоды, выдуманный «армянский вопрос» стал головоломкой для международной дипломатии.

Армянские историки и их наемные разбойники пера расширили границы Армении до фантастических размеров[70], претендовали на чужие земли, утверждая, что некогда обладали территориями далеко за пределами своего современного расселения и выпускали сумасбродные карты «Великой Армении». Такое направление деятельности армянских националистических движений объясняется тем, что Армения на протяжении многих столетий была лишена государственности и была понятием, лишенным конкретного содержания и определенных границ, к тому же рекламированием своего величия в прошлом они хотели привлечь внимание мирового сообщества к т.н. «Армянскому вопросу» и в то же время избавиться от существующей нелестной репутации.

Дабы убедить мир в том, что претендуемые ими территории явно армянские, в историческую литературу были введены и в разных вариациях муссировали такие понятия как «Великая Армения», «Западная Армения», «Турецкая Армения», «Армянское нагорье», «Армянское плоскогорье», многообещающий «Армянский вопрос» и др. Этими политическими, то географическими терминами мировое сообщество было введено в неслыханное заблуждение.

На вооружение партии Арменакан, Гнчак и Дашнакцутюн была принята идея о создании «Великой Армении от моря до моря». Начались волнения в Сасуне и Ване, результаты которых были печальны для армян.

Продолжением этой политики на территории Российской империи было возникновение армяно-азербайджанского и армяно-грузинского конфликта в 1905 году. Армянские националисты в окрестностях Тбилиси уничтожали грузинское население. В межнациональных столкновениях армянская сторона преследовала цель – «очистить смешанную населенную территорию от Грузин – и тем самым подготовить этническую базу для независимого Великого армянского государства.

В соответствии с такой установкой дашнаки решили отделить от Тифлисской губернии Борчалинский[71], и Ахалкалакский уезды, и из этих территорий образовать новую – Александропольскую [72],губернию.

Царизм, безусловно, мог бесцеремонно провести административно-территориальные преобразования и передать определенную часть территории Грузии армянам, однако создавать взрывоопасную обстановку перед мировой войной правительство посчитало нецелесообразным. Поэтому поле деятельности армянских националистов царизмом было направлено на восточные вилайеты Османской империи, ловко внушая армянам мысль о тяжести их положения в Турции.

Возбуждать турецких армян было весьма нетрудно. Бывало, на собрании кто-нибудь из дашнаков возражал против поднятия восстания в Турции, заметив, что всех армян там вырежут – то другие им отвечали – нужно пролить кровь и тем самым обратить на себя внимание цивилизованного мира[73]. Так размышляли лидеры Дашнакцутюна о своих планах.

Известно, что каменные снежные завалы на Кавказе часто происходят от камушка, покатившегося из-под вспорхнувшего на вершине горы ворона. Гибельные движения, смуты и резня в жизни народов имеют своими виновниками также ничтожных воронов в образе какого-нибудь фанатичного зачинщика или своекорыстного агитатора.

Турецкие армяне, смотревшие на Россию как на исконного врага Турции и единственную защитницу христиан на Востоке, охотно поверили словам злых гениев своего народа, будто русское правительство при первой пролитой ими крови предпримет решительные меры для защиты армян.

Все камни для разрушительного завала перед первой мировой войной были уже в полувисячем положении на пространстве огромного ската.

В 1914 году, когда началась война, армяне приступили к очищению территории от этнических турок.

26 февраля 1914г. в Карсе и Ардагане армянскими бандформированиями убито 30 000 этнических турок и особенно весной 1915 года армяне, решив, что наступило их время, в нескольких вилайетах учинили беспощадную резню мирного турецкого населения. Занятые дашнакскими отрядами турецкие деревни уничтожались – было убито более 90 000 этнических турок[74].

Турецкое правительство, видя подобные действия дашнакских «героев» и зная царский план «решения» т.н. армянского вопроса, 24 апреля 1915 года принимает решение о всеобщей депортации армян, проживающих в Турции. Около 300 000 армян вновь хлынула в Грузию, они поселились в разных угольках Грузии, но основная масса осела в Самцхе-Джавахети.

Коварная политика России и европейских держав в «армянском вопросе» обернулась трагедией армянского народа, турки в отличие от грузин отплатили армянам той же монетой.

По иронии судьбы, Россия после революционного взрыва 1917 года вышла из войны, русская армия оставила передовые позиции, вместе с ними новые сотни тысяч армян перебрались в Закавказье, большая их часть вновь осела в южных областях Грузии[75].

Армения в 1918 году восстановив свою государственность теперь уже в другой части исторической территории Грузии и Азербайджана, надеясь на поддержку держав, она предъявила территориальные претензии к Грузии и Азербайджану[76]. Правительство О. Качазнуни намеревалось присоединить к Армении почти всю Восточную Грузию, даже столицу Грузии – Тбилиси[77]. В соответствии с такой установкой 7 декабря 1918 года армянские войска неожиданно, без объявления войны вторглись в пределы Грузии[78]. Однако, армянские войска за считанные дни были разгромлены, дорога на Ереван была открыта, но в это время на помощь армянам пришли представители Англии и Франции, по требованию которых продвижение грузинских войск было приостановлено[79]. Именно с их помощью в начале 1919 года была образована Лорийская нейтральная зона[80].

Послу установления Советской власти на Южном Кавказе большевики приступили к установлению «национального мира» в регионе. В результате этой политики Армения получила Лорийскую «нейтральную зону» – 381 кв. км. исторической территории Грузии[81].

Те же армянские круги и в 1922 году представили новый проект, согласно которому большая часть Джавахети или же Ахалкалакского уезда должна была быть присоединена к Борчалинскому уезду с целью создания единой армянской административной единицы[82]. По словам И. Джавахишвили, «ясно, что и этот план являлся первой ступенью мастерски придуманного проекта отчленения этих двух уездов из состава Грузинской ССР и присоединения их к Армении, за которым обязательно последовала бы и вторая. И на этот раз, как видно, шла борьба за осуществление прежних целей, однако другими путями»[83]. И эта попытка в 1923 году закончилась неудачей.

В 1936 году армянские большевики попытались аналогично расширить пределы Советской Армении и в северном направлении. В соответствии с древнеармянской установкой, первый секретарь ЦК КПА А. Ханджян обратился с просьбой к Л.П. Берия передать Ахалцихский и Ахалкалакский районы Армении. 9 июля 1936 года Л.П. Берия в своем же кабинете всадил пулю первому секретарю Армении – просьба тем самым была отклонена.

Однако в последующие годы Советской власти армянское этническое пространство заметно расширилось, создавались новые основы для будущих притязаний[84].

Глобальные политические события конца XX века, связанные с распадом Советского Союза, не могли привести к ренесансу древнеармянской мечты. Окрыленные «успехами» в Азербайджанском направлении руководители Армении обратили свои взоры к южным районам Грузии. Вскоре влиятельная армянская националистическая партия Дашнакцутюн, следуя заветной цели, организовала в Джавахети свои филиалы, которые получили названия Вирк и Джавакх. На территорию Грузии проникли бойцы из террористических организаций Крунк и ASALA, которые начали вести подготовку специализированных отрядов для будущей бури. Параллельно трудами сомнительной ценности снабжают армянское население Южной Грузии. В распространяемых работах идеологов «Великой Армении» «утверждается» право Армении на область Джавахети2. Вскоре Южную Грузию охватила волна митингов, где дети многострадального гайканского народа со слезами на глазах вспоминали коварных грузин, которые заставляли их забыть свой язык, свои ветхие корни, их вдруг осенило, что живут не в Грузии, а на «территории исторической Армении» и просили руководство Грузии предоставить им хотя бы автономию для защиты своих национальных интересов. Грузинская общественность недоумевает, а руководители страны стремятся не обострять отношения с солнечной республикой. Из исторического прошлого в Грузии хорошо известно, что если в стране что-нибудь плохо лежит, то обязательно становится армянским. Так в столице Грузии ныне армянами оспариваются исторические грузинские церкви, и этот вопрос армянской стороной возведен на государственный уровень.

Известно, что многими историческими фактами подтверждается то, что когда на Грузию нападали враги, хлебосольные армяне сразу же становились на сторону врага, чтобы навредить тому народу, который приютил их. Такая национальная политика продолжается и поныне, так как предательство у армян заложено в генах.

Неслыханные факты вандализма и мучения людей, совершенные батальоном им. Баграмяна, явились причиной гибели тысяч жителей Абхазии. Армянская диаспора в Грузии еще раз продемонстрировала свою антигрузинскую сущность.

Таким образом переселение армян в Грузию было многоступенчатым процессом, образовавшиеся на протяжении истории диаспора этого народа, всегда действовало во вред грузинском народу и государству. Еще одним доказательством этого является заявление армян России от 15 декабря 2011 года в которой читаем: «Стремление Грузии стать членом НАТО противоречит воле армян Самцхе-Джавахка – Джавахкская Диаспора России» под таким названием в армянской газете Эркомас была опубликована статья в которой в частности отмечается: «В связи со стремлением властей Грузии добиться принятия страны в члены Североатлантического военно-политического альянса (НАТО), с Заявлением выступила российская общественная организация «Джавахкская Диаспора» (ДДР).
Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», ДДР, отмечая в своем заявлении применение властями Грузии дозволенных и недозволенных средств по получению поддержки вступления в НАТО со стороны населения страны, особо указывает на фальсификацию данных плебисцита, проведенного в Грузии в 2008 году. Так, в Заявлении ДДР, в частности, говорится:«…В январе 2008 года, когда параллельно с президентскими выборами в Грузии состоялся плебисцит, на котором населению был предложен вопрос: «Желаете ли вы вступления Грузии в НАТО?», были сфабрикованы и озвучены результаты, мол, в крае Самцхе-Джавахк более 70% избирателей проголосовало за вступление страны в НАТО. Однако, членство Грузии в НАТО нецелесообразно для армянского населения Самцхе-Джавахка и не могло быть им поддержано, как минимум, по следующим обстоятельствам:- членство в военно-политическом альянсе НАТО означает возможную передачу Турции, как члену альянса, территорий края, что противоречит многовековой борьбе и истории армянского народа;- членство в военно-политическом альянсе НАТО – это прямой вызов Армении, поскольку данный факт создает угрозу её национальной безопасности.Исходя из изложенного, мы заявляем, что стремление Грузии стать членом военно-политического альянса НАТО противоречит политической воле армянского населения края Самцхе-Джавахк и решение вопроса такой огромной политической значимости при подобной фальсификации и игнорировании мнения армянского населения края подтолкнёт массы на конфликт, что в итоге вынудит нас призвать и объявить о сецессии.
Джавахкская диаспора России[84].

Армянский народ всегда получал убежище в нашей стране, грузинские цари и грузинский народ с теплом принимали в наших краях беженцев армян, они всегда просили временного убежища и получали. Однако оправившись, они забывали, что пришли на нашу землю как беженцы, и они вдруг из-за пазухи вытаскивали «древние документы», которые «подтверждали», что приютившая их земля вот уже сорок веков является «исторической родиной» армян! А пригревший гадюку хозяин начинает в недоумении доказывать обратное. Таковы аспекты армянской национальной идеи и их проявления в геоисторическом аспекте.

Литература:

[1]. Адонц. Армения – Новый энциклопедический словарь. СПб, 1912, Т., III.
[2]. И.Шопен. Новые заметки на древнюю историю Кавказа и его обитателей. СПб, 1986, с.26).
[3]. Армянская историография с целью удревнения появления армянского народа на Южном Кавказе утверждает что: «Спустя 60—70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трехязычной надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 г. до н. э., в двух ее—персидском и зламоком—вариантах упоминается страна Дрмина, название которой в третьем—вавилонском варианте надписи передано как Урарту (точнее Урашту, согласно фонетическим правилам вавилонского диалекта аккадского языка). Итак, Урарту превратилось в Армину. Если ранее Урме обозначало лишь один из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название Армина применяется для обозначения территории Урарту, т. е. большей части Армянского нагорья. Таким образом, в 520 г. до н. э. мы встречаем упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки,—Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н. э., заменив собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была вовлечена в процесс образования армянского народа». Как видно армянские умы гениальны в своих творениях истории.
[4]. Этот раздел опирался на археологические данные и марксистскую концепцию социальной эволюции и ничего армянского здесь не было. Армяне в начале своем присваивали не только исторические грузинские территории, но и культурные ценности выдавая их за свои собственные.
[5]. Т.е. присвоены.
[6]. Самвелян. История армянского народа. Ереван, 1944. С. 30—31
[7]. Иоаннисян, Аракелян. История армянского народа.Ереван, 1950. с.21.
[8]. Парсамян. История армянского народа. Ереван, 1962. С. 7, 9; Аракелян и др., 1988. С. 9, 14
[9]. Иоаннисян, Аракелян, 1950. С. 21—22; Парсамян., 1962. С. 7, 10; Нерсисян. История армянского народа. Ереван, 1980. с. 27; Иоаннисян, Аракелян, 1988. с. 9—10, 14.
[10]. Самвелян., 1944. с. 30—31; Иоаннисян, Аракелян, 1950. С. 19.
[11]. Самвелян., 1944. с. 32—33, 40. Здесь же отметим, что такой страны в указанное время не существовало.
[12]. Иоаннисян, Аракелян, 1950. с. 21; Парсамян., 1962. с. 9
[13]. Аракелян., 1988. С. 15.
[14]. Самвелян., 1944. с. 31.
[15]. Иоаннисян, Аракелян, 1950. с. 23
[16]. Парсамян и др., 1962. с. 10; Нерсисян.,1980. с. 30.
[17]. Самвелян., 1944. с. 36
[18]. Иоаннисян, Аракелян., 1950. с. 29
[19]. Парсамян., 1962. с. 11
[20]. Нерсисян, 1980. с. 19, 28.
[21]. Самвелян., 1944. с. 43; Иоаннисян, Аракелян, 1950. с. 31—32, 44; Парсамян., 1962. с. 12, 22—23; Нерсисян, 1980. с. 36—45; Аракелян., 1988. с. 17—18.
[22]. Самвелян., 1944; Еремян, 1952. , с.6.
[23]. Еремян., 1952, с.7
[24]. Нерсисян. 1980 с.88
[25]. Парсамян., 1962. с. 9.
[26]. Удивился бы Тигран II при виде собственного владения в армянских картах XX-XXI вв.
[27]. Следует отметить, что в армянском языке много грузинских слов, на наш взгляд это причина совместного проживания армян с местными грузинами в первоначальном этапе, с течением времени произошла ассимиляция, следовательно в обиход армянского языка вошли грузинские слова .
[28]. Очерки истории Грузии. Т., 1, Тб., 1989, с. 289.
[29]. Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IХ-ХI веков. М, 1988, с.4-6, 234.
[30]. კ.კეკელიძე. ეტიუდები ძველი ქართული ლიტერატურის ისტორიიდან. 1 , თბ., 1956, გვ.77-78
[31]. Перемещение армян по Грузии продолжалось и при Cельджуках – в ХI-XII веках.
[32]. История армянского народа. Ереван, 1951 г. с. 80; Юзбашян К.Н. Указ соч., с.4, 234
[33]. Симеон Лехаци. Путевые заметки. Перевод с арм. М., 1965, с. 145-146.
[34]. Киракос Гандзакеци. История. Перевод с древнеармян-ского Т.И.Тер-Григорьяна. Баку, 1946, с. 222.
[35]. Г. Маисурадзе. Очерки истории грузино-армянских взаимоотношений IV-XII вв. Тб., 2002, с. 129-130. (На груз.яз).
[36]. Г.Р.Мархулия. Армянская диаспора в Грузии и их антигрузинская деятельность. Журн. Право и политология. Тб.,2009, № 3(8), с. 71.
[37]. В армянской историографии годом упразднения Армянской государственности считается 1387 г. так как в этом году было уразднено Киликийское Армянское государство. (Об этом см.: Г.Г. Микаелян. История Киликийского Армянского госу-дарства. Ереван, 1952). Киликия расположенная на северо-восточном побережьи Средиземного моря, и никакого отношения к Армении не имеет (она находится неподалеку от Африки и Европы.) С севера она опоясана горными хребтами Тавруса, или Тавра, с юга—Средиземным морем; с запада граничила с Памфилией, а с востока — Аманскими (Черными) горами и Сирией. Однако появившееся там переселенцы облюбовали местность, а в последствии компактное армянское население посчитало, что живеть не в Византии, а на территории древней Армении, таким же образом и на территории Грузии было ранее созданы армянские государства, однако соприкосновенность границ Грузии с Арменией водит в заблуждение не только зарубежных историков, но и грузинских.
[38]. იხ. ზ.ალექსიძე. ატენის სიონის სომხური წარწერები. თბ., 1978,; მისივე, ატენის სიონის ოთხი წარწერა, თბ., 1983.
[39]. გ.გაფრინდაშვილი. ძველი ქართული კულტურის კვლევის სპელეისტიკური პრობლემები დავიდ გარეჯის უდაბნო, ,,სპელეისტიკური კვლევა-ძიებანი“, თბ., 1977, გვ., 3-12; ზ.სხირტლაძე. საბერეების ფრესკული წარწერები. თბ., 1985, 77-111.
[40]. Следует отметить, что здесь подразумевается не только территория современной Армении.
[41]. ქართული სამართლის ძეგლები, თბ., 1966, გვ.58
[42]. Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976, с. 167.
[43]. ა.აბდალაძე. სომხურ ხელნაწერტა ანდერჴების ცნობები საქართველოს შესახებ (XIV-XV სს.), თბ., 1978,გვ.75.
[44]. См. С. М. Григорян. Очерки истории Сюника IX-XV вв. Ереван, 1990, с. 270.
[45]. Там же.
[46]. П.Иоселиани. Города существовавшие и существующие в Грузии. Тифлис, 1850, с.72.
[47]. Г.Р.Мархулия. «Армянский вопрос» в прошлом и настоящем. Журн. «Мацне», Тб., 2007, №1, с. 154.
[48]. Г. Р. Мархулия. Административная политика Российской империи на Южном Кавказе и вопросы армяно-грузинского антагонизма, Тб., 2004, с. 8.
[49]. Туркманчайским договором завершилась русско-персидская война 1826-1828 гг.
[50]. Договоры России с Востоком, политические и торговые. Собрал и издал Т. Юзефович. СПб, 1869, с. 222.
[51]. Х. Вердиева, Р. Гусейн-Заде. «Родословная» армян и их миграция на Кавказ с Балкан. Баку, 2003, с. 44.
[52]. Г. Р. Мархулия. Административная политика.., с. 15.
[53]. Х. Вердиева, Р. Гусейн-Заде. «Родословная» армян.., с. 42.
[54]. А. Шахатунян. Административный передел Закавказского края. Тифлис, 1891, с. 169.
[55]. Г. Р. Мархулия. Из истории возникновения армянской националистической партии «Дашнакцутюн» и ее политики в отношении Грузии в 1918-1920 гг. – «Исторические разыскания», II. Тб., 1999, с. 179 и след.
[56]. Ш. В. Ломсадзе. Самцхе-Джавахети с середины XVIII в. по пятидесятые годы XIX в. Тб., 1975, с. 352-353 (на груз. яз.).
[57]. Л. Загурский. Поездка в Ахалкалакский уезд в 1872 г. (Из VIII книги записок Кавказского отдела Императорского русского Географического общества). Тифлис, 1873, с. 65.
[58]. Ш. В. Ломсадзе. Самцхе-Джавахети.., с. 361.
[59]. Л. Загурский. Поездка в Ахалкалакский уезд.., с. 66.
[60]. О. Ю. Захарова. Генерал-фельдмаршал Светлейший князь М. С. Воронцов. М., 2001, с. 325.
[61]. В. Н. Иваненко. Гражданское управление Закавказьем (от присоединения Грузии до наместничества Великого князя Михаила Николаевича). Тифлис, 1901, с. 303.
[62]. Воронцов Михаил Семенович (1782-1856) – наместник царя на Кавказе в 1844-1854 гг.
[63]. С. Эсадзе. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907, Т. I, с. 81.
[64]. Чтобы не быть голословными в наших высказываниях, приведем цитату из работы А. Шахатуняна: «…Царские чиновники, терпели грузинские и татарские (азербайджанские – Г.М.) уезды и губернии, но никак не хотели допустить образования армянских» (См. А. Шахатунян. Административный передел.., с. 176).
[65]. И. Г. Чавчавадзе. Армянские ученые и вопиющие камни. Тб., 1994, с. 5 и след. На груз. яз.
[66]. А. Церетели. Избранные произведения. Т. IV, Тб., 1990, с. 170.
[67]. Подразумевается Эрзерумский, Ванский, Битлисский, Диярбекирский, Элазизский, Сивасский вилайеты – предполагаемая территория новой Армении. Следует отметить, что территории этих вилайетов соответствуют историческим областям Грузии Хордзени и Периадра.
[68]. Х. Вердиева, Р. Гусейн-Заде. «Родословная» армян.., с. 50.
[69]. Г. Р. Мархулия. Административная политика.., с. 21-22.
[70]. Борчало – ныне Марнеули.
[71]. Александрополь – ныне Гюмри в Армении. В советское время – Ленинакан.
[72]. М. Нейман. Армяне. Ереван, 1990, с. 210.
[73]. Чтобы не быть голословными, приведем несколько документов: так, 21 февраля 1914 года в Карсе и Ардахане армянскими бандитскими формированиями было убито 30 000 турок. Младенцев отбирали и бросали в огонь. Убийствам предшествовали зверские пытки. Одним из непосредственных организаторов этих убийств был идеолог уходящей в тень армянской террористической организации «Гнчак», депутат турецкого парламента Степан Тер-Даниэлян (См. Преступления армянских террористических и бандитских формирований против человечества XIX-XXI вв. Краткая хронологическая энциклопедия. Под ред. Н. Фаиг Гызы. Баку, ЭЛМ, 2002, с. 46); В апреле 1915 года в Абааге были зверски убиты 10 000 чел.; (Преступления армянских.., с. 47-48); 6 мая 1915 года боевики армянской террористической организации «Дашнакцутюн», руководимые некими Арамом и Валером, учинили в городе Ване резню турок с целью создания моноэтнической территории. Армянские террористы в Ванской области истребили 3 000 мирных жителей (См. Дж. Алиев, Б. Будагов. Турки и армяне: «Геноцид» исторической правды. – Журн. «Азербайджан и азербайджанцы», № 5-6, 2002; Преступления армянских.., с. 48); 9 мая 1915 года в городе Битлис в результате бесчинств армянских формирований погибло 123 человека (Преступления армянских.., с. 48-49); 22 июня 1915 года в городе Ване армянскими бандами было уничтожено 5 000 человек (Преступления армянских.., с. 50-51); 8 мая 1916 года в городе Терджан дашнаками было убито 563 человека (Преступления армянских.., с. 50-51); 11 мая 1916 года в городе Малазгирд армянскими бандами зверски убито 20 000 человек. Истязаниям подвергались даже грудные дети, которых затем бросали в огонь (Преступления армянских.., с. 51); 22 мая 1916 года в городе Ване армянскими головорезами было задушено 1 000 младенцев. Столь жесточайшей расправы над детьми мир еще не знал. В результате учиненных армянскими боевиками бесчинств в городе погибло 15 000 человек. Трупам отрезали уши, носы, выкалывали глаза (Преступления армянских.., с. 51); 22 мая 1916 года турецкое селение Кеприкей было полностью уничтожено армянскими бандами. Погибло 200 человек (Преступления армянских.., с. 51); 22 мая 1916 года в селениях Ергел и Атьян было убито 8 000 человек (Преступления армянских.., с. 52); в июне 1916 года в городе Эдремид было убито 15 000 человек (Преступления армянских.., с. 53).
[74]. Г. Р. Мархулия. Административная политика.., с. 43.
[75]. Г. Р. Мархулия. Армяно-грузинская конференция 1919 года и территориальный спор между Грузией и Арменией в 1919-1921 гг. – «Исторические разыскания», V, Тб., 2002, с. 170.
[76]. Столица Грузии дашнаками объявлялась одним из центров восточно-армянской цивилизации.
[77]. Г. Р. Мархулия. Армяно-грузинская мирная конференция 1919 года и создание Лорийской нейтральной зоны. Тб., 2005, с. 5.
[78]. Там же, с. 6.
[79]. Там же, с. 14.
[80]. Там же, с. 42.
[81]. Там же.
[82]. Д. Бердзенишвили. «Ахалкалаки Джавахетский». –журн. «Артануджи», № 7, Тб., 1938, с. 69.
[83]. Ив. Джавахишвили. Границы Грузии. Тб., 1919, с.37.
[84].http://www.yerkramas.org/2011/12/15/stremlenie-gruzii-stat-chlenom-nato-protivorechit-vole-armyan-samcxe-dzhavaxka-–-dzhavaxkskaya-diaspora-rossii

 
 
 
Advertisements

კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s

 
%d bloggers like this: