IBERIANA-2 – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

• Геополитическая борьба

• Caucasus – კავკასია

 

gumbatov

Натиг  Гумбатов

Историк (Азербайджан)

 

Геополитическая  борьба  и Азербайджано-грузино-турецкий  союз 

 

Черноморско-Каспийский регион имеет особое геополитическое значение, являясь  зоной  стратегических интересов  региональных  и  мировых  Держав.

Указанный регион особенно актуален в историческом контексте, поскольку на протяжении веков зона Черноморско-Каспийского  региона  крайне редко была примером реальной стабильности. Даже в период СССР, когда большую ее часть контролировала эта бывшая сверхдержава, было очевидно, что на самом деле регион находится на стыке противоречивых интересов соперничавших геополитических субъектов.

В наши дни страны региона согласны с тем, что необходимы совместные усилия для обеспечения безопасности в регионе. Для реализации на практике этой идеи создаются парламентские, военно-политические и экономические структуры стран региона. Основными субъектами на геополитическом поле Черноморско-Каспийского региона в начале XXI в. выступили Российская Федерация, Турция   и  Иран.  При этом региональные  державы видят себя в роли регионального лидера в  этом  пространстве.

Геополитические, идеологические процессы и их ситуационные изменения непосредственно и опосредованно воздействуют на все страны региона. Любой конфликт на территории соседнего государства рано или поздно становится причиной серьезных внутренних потрясений. Поэтому важность происходящих процессов для обеспечения национальной безопасности  региона неоспорима.

После  распада  Советского  Союза  Россия  лишившись  большого  пространства  и  привычного  положения  в  международных  отношениях  в  постсоветских  Республиках  создавала  и  руководила  сепаратистические  движения,  что  привело  к  оккупации  20%  территории  Грузии  и  Азербайджана,  исходя  из  этой  политики  России  в  Грузии  и  в Азербайджане    не  моглло  не  зародится антироссийского настроения,  однако  в  отличие  от  Грузии  руководство  Азербайджанской  Республики  всеже  вело  и продолжает вести  сбалансированную  политику.  Следует  отметить,  что  не  смотря  на  это,  Азербайджан  и  Грузия  в  регионе  являются  геополитическими  союзниками,  этому  также  способствует  историческое  прошлое  наших  народов,  на  оснований  чего  продолжается  и  новая  политика  дружественных  взаимоотношений  братских  народов. Исходя  из  геополитической  конфигурации  нашему,  т.е.   азербайджано-грузинскому    геополитическому  союзу  необходимо  найти  геополитическую  опору, на  наш взгляд  таким  государством  может  выступит,  соседняя  и  в  тоже  время братская  Турция. Возможно  коллеги  из  Грузии   посчитають,  что   геополитическая  ориентация  на  мусульманскую  Турцию  не приемлемой,  но смею  заверит, что  таковым  является  и  братский  Азербайджан,  боллее  того  «православной»  России  не  помешало  бомбит города  и  села  православного  грузинского  народа.  Геополитика  имеет  свои  законы,  и  в  этом  контексте  религия  не  имеет  никакого  значения,  тем  более  толерантность  азербайджанского  и  грузинского  народов  имеют  свои  исторические  корни.  Думается,  что  не  только  геополитическое  сотрудничество  между  нашими  странами,  но  и  военное  будет  залогом  восстановления  территориальной  целостности  Азербайджана  и  Грузии.  Следует  отметить в  этом  аспекте,  что сегодня свыше 30 государств, многие транснациональные организации и компании объявили Кавказ зоной своих стратегических интересов. При этом определенные силы пытаются обеспечить свое влияние на ситуацию в регионе.

Многолетняя  оккупация исторических  территорий  Грузии  и  Азербайджана, оказывают непосредственное влияние на формирование политики национальной безопасности Южнокавказских государств для поиска опоры в геополитическом соперничестве.

     Политика России в отношении пространства   бывшего  Союза  не претерпела никаких  изменений в сторону прагматики. Значительные изменения векторов внешнеполитических приоритетов Азербайджана  и  Грузии требуют перманентных корректив внешнеполитического дискурса  с Россией.

Традиционные представления о международных отношениях основывались на трех главных формах — территории, суверенитете, безопасности государств — факторов международной политики. Поэтому главная задача Грузии  и  Азербайджана  заключается  в установлении  правовых  отношении с геополитическими  силами – государствами,  поддерживающих  ее  национальные и  государственные  интересы. Иначе говоря, традиционная геополитика рассматривает каждое государство как своего рода географический или пространственно-территориальный организм, обладающий особыми физико-географическими, природными, ресурсными, людскими и иными параметрами, собственным неповторимым обликом и руководствующийся исключительно собственными волей и интересами. Безусловно азербайджанское  грузинское  государство  ни  в  коей  степени  не  дольжна  упускать  из  виду  важные  геополитические  стремления  Держав,  и  в  тоже  время  сами дольжны  приспособытся  к  новым  реалиям  с  учетом  территориальной  целостности  страны.

Южный Кавказ уже превратился  в стратегически важнейший перекресток геополитики XXI века. К этому региону привязаны наиболее важные и амбициозные проекты транзита энергетических ресурсов и упрочения военного коридора «Западная Европа – Восточная Азия», центры управления которыми находятся в Вашингтоне и Брюсселе.

Уникальное географическое положение Южного Кавказа определяет его центральное положение в геостратегии западных держав, направленной на достижение доминирования в Европе, Азии. Юг Кавказа – это наземный маршрут из Европы в Азию на восток; на юге к этому маршруту примыкают Ирак, Туркменистан, Афганистан и Пакистан. Центральное место Южного Кавказа в стратегических планах Запада обусловлено тем, что он выступает единственным общим знаменателем трёх крупных войн последнего десятилетия – в Югославии (1999), Афганистане (2001) и Ираке (2003), имевших целью воспрепятствовать сотрудничеству России, Ирана, Китая, Индии и Турции в деле развития экономики и инфраструктуры Великого Шёлкового пути из Азии в Юго-Восточную Европу.

Как было точно подмечено одним пакистанским аналитиком, нынешнее столетие является свидетелем последнего акта драмы, назвать которую можно так: «Запад против всех». Южный Кавказ – словно чека в ступице колеса, которая пока ещё способна предотвратить эту геополитическую и историческую драму.

   gumbatov2   Нынешнее геополитическое положение Черноморско-Каспийского  региона  остается не определенным, что дает возможность рассматривать его как «ничейную полосу», «пограничье», регион, которому присуще состояние «имманентной нестабильности», порождаемой несовпадением интересов и усиливающимся противоборством внешних сил. Базовые направления политики американской администрации в Черноморско-Каспийском регионе были сформулированы еще в конце 1990-х годов. В специальном заявлении госдепартамента США, распространенном в ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ, была поставлена задача укрепления в этом регионе позиций США и Турции в противовес интересам России. Параллельно с этим формировалась и стратегия постепенного внедрения в южнокавказский регион НАТО, непосредственно связанная с целями поддержания стабильности на трассе нефтепровода Баку–Тбилиси -Джейхан и упрочения позиций США в регионе. Речь также идет о согласовании действий в отношении конфликтов на территории Молдовы, Грузии, Азербайджана и решении вопросов, связанных с европейской и евроатлантической интегра-цией стран.

Сегодня Азербайджан владеет уникальной добычей нефти, Грузия и  Турция владеют уникальными возможностями транзита. Почему бы эти усилия не объединить?» – так на киевском саммите был поставлен вопрос об энергетических программах, альтернативных российским, для чего в рамках ГУАМ был создан Топливноэнергетический совет. Однако  сегодня  будущее  ГУАМ  и  к  сожалению  целостность  Украины  под  вопросом,  но  геоэкономические  проэкты  не  будут  приостановлены.

Упрочению позиций России в Черноморско-Каспийском  регионе, несомненно, могла бы способствовать ее более конструктивная позиция в отношении конфликтов  т.е  оккупированных  Россией территории  Грузии,  Молдовы, и  совместная  Российско-армянская  аннексия  Азербайджанской  территории. Из-за  такой  политики  России,  руководители этих стран проявляют все большее недовольство политикой России, склонной сохранять сложившийся status quo, что безусловно является поддержка  сепаратизма  и  военная  агрессия. Стремлением обрести большую независимость и приблизиться к европейским стандартам, что,  может открыть им путь в Европу. Учитывая, однако, множественные факторы, действующие в треугольнике региона, нельзя не прийти к за ключению, что  Россия  не  должна  в  нем  принимат  участие,  и  этого  не  должна  допустит  в  первую  очеред  Турция,  так  как   противоречивые  моменты  исторических  событий  произошедших  между  Российской империей  и  Османской  империей    не  забыты.

gumbatov3

       Национальные интересы, безопасность государств выступают основой, мотивом, побуждающим к военному сотрудничеству. Анализ международного военного сотрудничества показал, что в зависимости от своих национальных интересов, государства реализуют свои интересы в ходе   геополитического  взаимодействия. В  этом  аспекте  азербайджано-грузинское  военное сотрудничество является исторически обусловленным и вызвано объективными потребностями развития двух стран. Военное сотрудничество,  или  военный  союз  продиктован  геополитическим  союзом  двух государств, единое геостратегическое пространство, общее историческое прошлое, сохранившиеся экономические, культурные и другие традиционные связи. Оно представляет собой взаимодействие в области строительства, подготовки и применения вооруженных сил для  охраны  государственных  границ.

         Выработанное понятие азербайджано-грузинского  сотрудничества  в  военной  сфере как совокупности определенным образом организованных и плановых совместных действий государств в военной и    иных сферах жизнедеятельности, обеспечит  военную и политическую безопасность, защиту национальных интересов и правовое закрепление обороноспособности, создание необходимых условий для развития стратегического партнерства  наших государств, позволит уточнить и конкретизировать в дальнейшем содержание рассширение  этого военного сотрудничества   и  привлечение  к  этому  союзу  Турции   как  региональную  державу.

gumbatov4

Штурм Измаила

        Сам факт, что  Грузия  и  Азербайджан  на протяжении ряда последних лет последовательно укрепляют свое партнерство во  всех сферах,  воспринимается общественным мнением обеих стран как процесс естественный и необходимый. К тому обязывает и современная международная обстановка с ее каскадом новых угроз. Противостоять им, надежно защитить наши  государственные  границы   сообща, наращивая военное и военно-техническое сотрудничество.  Более  того уровень развития сотрудничества между  нашими странами является существенным показателем для оценки глубины политического взаимодействия. Можно  и  нужно  создавать и развивать новые «площадки» для полноценных, глубоких и взаимовыгодных политических отношений.Развитие военно-политического сотрудничества между   Азербайджаном  и  Грузией объективно работает на укрепление межгосударственных связей, развития интеграционных процессов и формирование общих внешнеполитических интересов, отвечающих национальным интересам наших  народов.

 

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s

 
%d bloggers like this: