IBERIANA-2 – იბერია გუშინ, დღეს, ხვალ

• Шапиро-Сулиман: Геополитика Держав и создание «Исламсого государства»

• В МИРЕ – მსოფლიოში

shapiro

Александр Шапиро-Сулиман

Посол Мира, Политолог (Израиль)

Геополитика Держав и создание «Исламсого государства»

Со второй половины XX века и особенно в последние десятилетия практически на всей территории «исламского пояса», который тянется от юга Европы через Северную. Африку, Ближний. Восток, Юго-Западную и Центральную Азию до Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии начался бурный, процесс образования различных исламских религиозно-политических объединений и группировок. Многие из них заявляют о, себе как обисламистских, организациях и оказывают значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государств: За последние два десятка- лет их деятельность трансформировалась из умеренно-радикальной формы в ультра-радикальную с использованием террористических методов борьбы с целью создания единого в мире исламского государства – Халифата, живущего по законам шариата.

На протяжении последних двадцати пяти лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как терроризм.
Терроризм все больше угрожает безопасности многих стран и граждан, влечет за собой существенные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое воздействие на большие массы ни в чем неповинных людей. Терроризм превратился в одну из самых опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вступило в XXI век. Как явление общественно-политической жизни терроризм многолик и многогранен, в связи с чем международному сообществу не удается выработать общеприемлемое определение терроризма. В наши дни в большинстве случаев терроризм носит не только политический и идеологический, но и эт-ноконфессиональный характер. Исполнители террористических актов отличаются большим фанатизмом и, как правило, пользуются значительной поддержкой широких слоев населения.
Терроризм в мусульманской среде редко выступает в чистом виде и без союзников. Обычно он действует в содружестве с национализмом и сепаратизмом, выступая в качестве силы, способной консолидировать других на общей идеологической платформе и представить свои антигуманные и противозаконные действия в глазах мировой общественности как религиозную догму.

Но терроризм не имеет религии. Сторонники ислама, так же как и приверженцы других религий, не преследуют цель совершить насилие, запугать широкие слои населения или уничтожить человека другой веры. С 70-х гг. прошлого века деятельность террористических организаций различной этноконфессиональной принадлежности в исламских странах детерминирована главным образом социально-экономическими условиями и национально-психологическими особенностями населения, что является результатом навязывания Западом своих ценностей населению исламских государств. При активной, всесторонней и целенаправленной пропаганде в условиях экономического кризиса и падения жизненного уровня населения исламских государств идеи терроризма несколько ассимилировались с процессом ведения священной войны джихад. Происходит слияние религиозных догм с идеологией джихада, что в настоящее время вылилось в активизацию и интернационализацию террористической деятельности деструктивных элементов различной этнической и конфессиональной принадлежности во всем мире. Наиболее отчетливо данный процесс можно наблюдать в Афганистане, на территории которого расположены многочисленные террористические организации, сформированные по этнотерриториальному и конфессиональному признакам.

Большую опасность данные процессы представляют в связи со стратегической важностью и размерами исламского мира. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 государств, где мусульмане составляют большую часть населения, а в 120 странах на всех континентах имеются многочисленные мусульманские общины, которые проявляют высокую политическую активность. Отмечается также неизменный рост миграции мусульман в европейские страны, государства Северной Африки и Россию (по различным оценкам, в Западной Европе проживает от 12 до 14 миллионов мусульман, из них 5 миллионов – во Франции, около 3 миллионов – в Германии). В условиях ухудшения социально-экономической ситуации и политической нестабильности в мусульманских странах данная тенденция будет только усиливаться.

Распространение терроризма, обрамленного искаженными религиозными идеями, постепенно меняет облик традиционного ислама, порождает внутри и межконфессиональные конфликты, подрывает культурные традиции, угрожает безопасности населения не только мусульманских государств, но и всего мира.

Данные процессы оказывают огромное влияние на политику ведущих мировых держав как в отношении исламских государств, так и лидеров террористических организаций.

Мировому сообществу сейчас нужно отложить в сторону все свои разногласия и заняться созданием коалиции против “Исламского государства”. Религиозные конфликты невозможно только сдерживать – свободный мир должен очнуться и понять эту простую истину. Считаем, что нельзя допустить, чтобы в ходе гражданской войны в Сирии произошло усиление шиитской ветви ислама вообще и Исламской республики Иран в частности. Умеренные арабские режимы, не готовые идти на поводу у ИГ или Ирана, считают, что Запад должен активнее и жестче действовать на Ближнем Востоке. В противном случае, этим режимам не останется выбора, кроме как сдаться на милость исламистов. “Исламское государство” или ХАМАС готовы ради своих ценностей пожертвовать всем, то и свободному миру придется идти на жертвы.

Распространение идеологии исламского фундаментализма в мировом масштабе, а также всплеск международного терроризма, часто ассоциирующийся с этим феноменом, требует научного осмысления и ликвидации целого ряда ложных стереотипов, которые могут оказывать негативное влияние на политику в отношении религиозных общин.

Исламский фундаментализм нельзя сводить исключительно к учению и движению за возрождение первоначальных, исторически канонизированных ценностей и норм, так как это еще и политическое учение и практика. Основными положениями исламского фундаментализма как политической идеологии являются признание неотделимости религии от политики, сакрального характера власти, требование создания государства, в котором светская и религиозная власть неразделимы, а судебно-правовая система основана на шариате. При этом обязанностью мусульманина признается активная политическая деятельность, цель которой – защита и распространение ислама.

Центральное место в политической мысли фундаментализма занимает концепция «Исламского государства», возникновение которой было связано с утратой собственной государственности и борьбой за независимость от колониальных властей во многих мусульманских странах в первой половине XX века. Концепция исламского государства возникла как ответ на вызов исторической ситуации второй половины XX века. Развитие мусульманских стран в постколониальный период было невозможно без создания собственных государств. Однако западная политическая мысль не могла предложить приемлемой модели, а националистические секуляристские концепции государства не выдержали проверку практикой.

Представления основоположников исламского фундаментализма о государстве опираются на концепцию сакральной политики. Политические представления возрожденцев базируются на принципе таухида т.е утверждения единобожия, а категория власти раскрывается как реализация абсолютного авторитета Бога в человеческом пространстве. Все несчастья человечества выводятся фундаменталистами из факта прямого или косвенного господства человека над человеком. Реализация принципа хакимийи, по логике суннитских фундаменталистов, возможна только при управлении на основе шариата в рамках исламского государства -халифата. Концепция халифата в 60-х гг. XX века получила развитие в работах А.Маудуди и С. Кутба. Отличительной чертой концепции исламского государства следует признать ее подчеркнуто морализаторский характер, что нашло свое выражение в повышенных требованиях, предъявляемым гражданам и правителям. Например, глава исламского государства должен быть знатоком исламских законов, неукоснительно следовать им, соблюдая справедливость. Но этот, казалось бы, наиболее привлекательный постулат концепции исламского государства одновременно определяет слабость всей идеологической схемы фундаментализма: вместо детальной разработки эффективной системы органов власти акцент смещается на характер и добродетели вождя.

Впрочем, признание сакрального характера власти у фундаменталистов отнюдь не гарантирует главе исламского государства неприкосновенность. Например, С. Кутб утверждал право на свержение существующего государственного строя в случае нарушения правителем законов ислама. Столь революционные призывы были основаны в признании того, что в качестве наместника халиф отнюдь не уподобляется пророку, на него не распространяется «суверенитет» Аллаха.

Подобное толкование связи религии и политики, а также предложенные основоположниками фундаментализма определения исламского государства позволяют некоторым исследователям характеризовать его как теократию. Однако в современной науке все большее распространение получает точка зрения, согласно которой халифат нельзя понимать как классическую теократию, так как глава мусульманского государства, в отличие от лидера теократии, не выступает представителем бога на земле и ограничен в осуществлении своих полномочий общиной верующих и мусульманским правом.

Таким образом, фундаменталистский проект исламского государства имеет в своей основе специфическую концепцию власти, а также теоретическое и идеологическое обоснование особой формы правления, основные положения которой развивались и совершенствовались на протяжении нескольких десятилетий XX века. Рассмотренный комплекс политико-правовых взглядов исламских теоретиков и идеологов-фундаменталистов образует самостоятельную концепцию исламского государства, занимающую видное место в истории политической мысли XX века. Однако создание т.н. ИГЛ ничего не имеет с исламским государствои и является проектом Держав которые преследуют свои геополитические цели.

Advertisements
 
%d bloggers like this: